Как юбилей вождя мирового пролетариата помог Костроме
Мосту через Волгу в этом году исполнится уже сорок семь лет. Дата не юбилейная, но в свете ремонта переправы мы обратились к истории ее появления. Ведь менее пятидесяти лет назад костромичи все еще перебирались с одного берега на другой при помощи речных трамвайчиков. Мост же стал катализатором развития Заволжья.
Автопешеходный мост через Волгу в Костроме открыли 12 сентября 1970 года. И не секрет, что построили его как раз в год столетия Владимира Ленина. Поэтому на архивных фотографиях, сделанных на торжествах, зачастую видны транспаранты с благодарностью за «юбилейный подарок». И хотя вождь пролетариата родился в апреле, его столетие отмечали весь тысяча девятьсот семидесятый год.
Но благодарить одного Владимира Ильича за его своеобразный «подарок» не стоит. В руководстве СССР были люди, которые лично повлияли на большую стройку в Костроме. Альвин Еремин , в конце 60-х-начале 70-х годов прошлого века работавший в горкоме КПСС, вспоминает, что переправа могла и не появиться, если бы столько внимания проблеме не уделил лично председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин .
«Была у нас заместитель председателя облисполкома Ханина. Пробивная женщина, которая попала на прием к Алексею Николаевичу. И эта встреча оказалась во многом решающей. После нее довольно быстро сделали документацию, и к нам приехали опытные строители, которые делали мост в Ярославле», - вспоминает Альвин Евстафьевич.
Неудивительно, что после этого на строительстве моста задействовали лучшие силы и использовали передовые на тот момент технологии. Костромской мост был во многом уникальным сооружением. В начале 70-х таких объектов, длина которых превышала бы километр, было пять во всем Союзе. Наш мост стал шестым.
Строительство началось в 1965 году. Работал на нем мостоотряд №6, а проект подготовил институт «Гипротрансмост», существующий и поныне. К слову, за свой проект сотрудники института в 1973-м получили премии Совета Министров СССР.
Во время строительства, как мы уже сказали, применили сразу несколько новых технологий. Это и монтаж конструкций прямо с воды, и выполнение пролетных строений рамно-подвесной системы моста из сборного и предварительно напряженного железобетона.
Во время строительства в Волгу погрузили более пяти тысяч двухсот кубометров свай. А на правом берегу развернули бетонный завод, стенды для вытяжки тросов. Значительная часть элементов моста соединялась с помощью эпоксидной смолы - тоже достаточно передового по тем временам материала в мостостроении. Пять лет строители работали не покладая рук.
«Конечно, строили тогда мост с запасом. Все понимали, что автомобильный поток будет с годами только расти. Не раз Госстрой СССР возвращался к строительству перспективных дорог, была утверждена целая схема развития. Ее, к слову, почти полностью реализовали. Но нам тогда трудно было представить такое количество транспорта, как сейчас», - вспоминает Альвин Еремин.
Кстати, первоначально мачты на мосту предназначались только для освещения. Но Виталий Широков , в то время руководитель города, заметил: «А как же у меня троллейбусы потом пойдут?» И главный инженер проекта Владимир Сафонов оперативно запроектировал фундаменты и сами мачты рассчитал с учетом дополнительных нагрузок. Как вспоминает Альвин Ефстафьевич, в планах у Виталия Широкова было развитие сети троллейбусного сообщения вплоть до завода «Мотордеталь» и Давыдовских микрорайонов. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
12 сентября 1970 года Кострома буквально бурлила и ликовала. Больше не надо было рисковать, добираясь с одного берега на другой по тонкому льду осенью и весной. К тому же временами сообщение между берегами вообще могло остановиться. И вместе с тем открывались огромные перспективы в строительстве предприятий, жилых кварталов, социальных учреждений на правом берегу.
Сегодня автопешеходный мост через реку Волгу в Костроме находится в стадии капитального ремонта, который позволит «юбилейному объекту» и дальше исправно служить костромичам.
Олег СУВОРОВ