На тридцать лет работы хватит

 

Предприятия транспорта жалуются на «левых» перевозчиков

 

Как сделать перевозки пассажиров прибыльными, комфортными и безопасными?
Эти вопросы, а также финансовое состояние транспортных предприятий и  перспективные задачи развития транспортного комплекса области обсудили на совещании профильного департамента. В разговоре приняли участие руководители транспортных предприятий со всей области.  В проблемах транспортников и возможных путях их решения разбиралась корреспондент «СП-ДО» Юлия МЕРКУРЬЕВА.

 

Работа в убыток
Подводя итоги прошлого года, транспортники отметили, что в целом отработали хорошо, не допустив глобальных срывов. Однако нерешенных вопросов накопилось много, так что в первую очередь перевозчики делятся наболевшим. Один из самых волнующих вопросов - тарифы на пассажирские перевозки. Большинство пригородных и междугородных маршрутов в нашей области убыточны. Стоимость билетов сегодня не покрывает расходы предприятий. Причем если в коммунальной отрасли рост тарифов за последние годы превысил тридцать процентов, то в транспортной он значительно ниже.
По словам директора предприятия «Буйтранс» Николая Омельченко, за четыре года транспортники подняли тарифы только на 22 процента. «Я считаю, что это неправильно и несправедливо. У коммунальщиков увеличиваются доходы, а у нас - нет, так как рост цен на услуги, на ГСМ и другое неравноценен нашим повышениям», - объясняет Николай Омельченко. Это приводит к тому что в целом по отрасли доходы не покрывают расходов. И это притом, что по сравнению с 2010 годом рост доходов в 2011 году составил 20 процентов. Между тем расходы на один километр увеличились на 25 процентов.
Убытки транспортникам компенсируются, но субсидия предоставляется в пределах, предусмотренных законом о бюджете. Причем сумма зависит не от фактических затрат, а от возможностей областной казны. Более того, объем субсидий с каждым годом уменьшался -  в 2009 году транспортники получили 57,9 миллиона рублей, а в 2011-м - 51,2 миллиона.
Транспортники подводят итог: за последние три года наблюдается отрицательная динамика - их доходы увеличиваются, но эксплуатационные расходы растут более быстрыми темпами - и все это на фоне уменьшающегося объема финансирования.
«Пассажиропоток не позволяет перевозчику работать с прибылью. А дотации, получаемые органами местного самоуправления на выравнивание бюджетной обеспеченности районов и рассчитываемые исходя из норматива, не покрывают убытки перевозчиков. В этой ситуации мы совместно с департаментом финансов рассматриваем вопрос об увеличении нормативного тарифа на транспорт», - прокомментировал и. о. директора транспорта и дорожного хозяйства Костромской области Роман Харисов.

 

Возить пассажиров некому
Другая проблема, актуальная для всех автотранспортных предприятий, - кадровый голод. Очень скоро автобусы будет некому водить. На самом крупном предприятии региона, ПАТП №3, сегодня не хватает тридцати водителей. А те, что есть, предпенсионного возраста.
По словам директора ГП «Костромское ПАТП №3» Владимира Рыбинского, из 170 водителей, которые требуются для нормальной работы предприятия, трудится только 140, их средний возраст - 48 лет. Есть вопросы и к квалификации - «нормальных водителей практически не осталось, те, что есть, - ходят от перевозчика к перевозчику», - констатируют транспортники. В итоге участники совещания решили поднять проблему подготовки кадров для общественного транспорта на уровне области.  Эту задачу может решить целевое обучение водителей на категорию «Д». «Можно набирать группу молодых ребят и за счет, может быть, бюджета, может, социальных программ готовить именно водителей транспортных средств общего пользования. Мы сегодня даже ведём переговоры с руководством автотранспортного колледжа», - предлагает Владимир Рыбинский.

 

Доход крадут нелегалы
На совещании прозвучали удручающие данные о том, что пассажиропоток в регионе падает ежегодно на десять процентов. С одной стороны, в этом есть положительный момент - все больше жителей области пересаживаются на личные авто.
Но есть и другая, уже тревожная причина - «левые» перевозчики. Нелегалы ездят в нарушение всех норм - с одним водителем на дальние рейсы. Они не проходят проверки транспорта и не могут гарантировать безопасность пассажиров.
Один из участников совещания, предприниматель Вячеслав Горбонос жалуется: «Наши автобусы проверяют по нескольку раз, а нелегалов никто не беспокоит». При этом они не платят налоги и забирают пассажиров легальных автобусов, лишая автотранспортные предприятия выручки. По словам генерального директора Вохомского АТП Леонида Скрябина, только его предприятие теряет от этих левых, неофициальных, перевозчиков около двух миллионов рублей в год.
Борьбу с нелегалами уже начали. Сейчас проводятся совместные рейды с автоинспекторами. Проведен ряд административных проверок, выписаны протоколы. Намерения разобраться с нелегалами у областных властей самые серьезные. «Мы будем продолжать эту работу, я не собираюсь закрывать на это глаза», -  заверил Роман Харисов.

 

Новый закон поможет
В общем, проблем много. Что немудрено - федерального закона об организации транспортного обслуживания сегодня нет, а соответствующий областной закон, принятый в 2008 году, как пояснили участники встречи, уже изжил себя. Именно поэтому сейчас в департаменте разработан проект нового закона, который призван навести порядок в сфере пассажирских перевозок.
Принципиальная разница будет в критериях отбора перевозчиков. Прежде всего допуск на этот рынок обеспечат тем, кто готов обслуживать жителей области законно, профессионально и безопасно. Систему оценки на конкурсах пересмотрят. Преимущество отдадут  крупным предприятиям, которые уже зарекомендовали себя. По критериям конкурса, сегодня, например, победит тот перевозчик, у кого за минувший год меньше автоаварий. Маленькая компания, обслуживающая один маршрут, по этому показателю, естественно, имеет преимущество перед большим АТП, где 100 автобусов и 300 маршрутов. Кроме того, новый закон поможет решить проблему убыточных маршрутов. Маршрутную сеть оптимизируют. По новому законодательству лоты сформируют по принципу: прибыльный маршрут с убыточным маршрутом. «Убыточные маршруты никуда не денутся, перевозчики будут вынуждены брать их на обслуживание, в результате финансирование из областного бюджета станет эффективнее. За счет мероприятий по оптимизации расходов мы постараемся сохранить объем перевозок на прежнем уровне», - комментирует Роман Харисов.
Кроме того, срок заключения договоров увеличится с трех до пяти лет. Это позволит снизить риски перевозчиков в плане приобретения техники. Новый закон, если он будет принят, станет и инструментом в борьбе с нелегальными перевозчиками. Законопроект планируется внести в областную Думу уже в конце октября. С проектом закона можно будет ознакомиться и высказать свои предложения на сайте департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.
В будущее транспортники глядят с оптимизмом — они убеждены, что в ближайшие тридцать лет общественный транспорт будет востребован, а значит, они будут обеспечены работой.

 

Справка

В транспортный комплекс Костромской области входят предприятия автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного и воздушного транспорта.
Объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта за 2011 год составил 85,3 миллиона человек. За первое полугодие текущего года - 43,5 миллиона человек.
На долю автомобильного транспорта приходится 85 процентов перевезенных пассажиров. В настоящее время предприятиями автомобильного транспорта обслуживается 121 маршрут: 35 межрайонных и 86 пригородных.
Регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории области выполняют 35 юридических лиц и около 120 индивидуальных предпринимателей. В общей сложности автобусный парк насчитывает около 1000 единиц транспорта.

 
По теме
Суд продолжает рассматривать административные материалы по жалобам местных автомобилистов Дария ЗАЛЕССКАЯ Фото: Ленц Мария, "Комсомольская правда" 47 штрафов за парковку на газоне отменили в Костроме,
Макарьевские полицейские задержали школьников, которые выполняя роль курьеров забирали у пожилых людей деньги - Газета Макарьевский вестник Сотрудники МО МВД России «Макарьевский» задержали двоих школьников, которые выполняя роль курьеров забирали у пожилых людей деньги.
Газета Макарьевский вестник
Прокурор Судиславского района поддержал обвинение по уголовному делу, в отношении Л., который применил насилие в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Районный суд
Узнайте больше о своём здоровье - Газета Новая жизнь Основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения являются болезни системы кровообращения, в первую очередь, это ишемическая болезнь сердца, злокачественные новообразования, сахарный диабет,
Газета Новая жизнь
Льготные лекарства доступны - Газета Новая жизнь Вопросы обеспечения жителей Костромской области льготными лекарственными препаратами находятся на особом контроле у губернатора региона Сергея Ситникова.
Газета Новая жизнь
Почему мы с лесом дружим? - ЦБС Нейского района В рамках Всероссийской недели детской книги в Тотомицкой сельской библиотеке для юных читателей прошли познавательные часы «Почему мы с лесом дружим?».
ЦБС Нейского района