Завтра исполняется 75 лет выдающемуся костромскому реставратору Александру Малафееву. Во многом благодаря его трудам Кострома стала жемчужиной Золотого кольца. Вместе со своими единомышленниками он восстановил фрески Троицкого собора в Ипатьевском монастыре и церкви Воскресения на Дебре.
И в свои 75 Александр Малафеев на рабочем месте. Вчера под куполом храма в селе Яковлевское он обследовал фрески. А сегодня утром, уже в мастерской, реставрирует иконы из собрания музея-заповедника.
Александр Малафеев, реставратор: «Вот она поступает вот такая черная. Под записью, под олифой черной. Сначала вот, видите, укрепляем. Через шприц подводим рыбий клей. Подводим, разглаживаем утюгом, прижимаем это все. На место сажаем. Затем это все смывается все эти заклейки. И затем все это дело раскрываем, ставим компрессы. А там, видите, другой шрифт. Это запись. Раскроется - и откроется автор».
Александр Малафеев в реставрации более полувека. Он до сих пор руководит бригадой, которую сам создал. Вместе они возрождали живопись в 20-ти храмах области. И около двух тысяч уникальных икон. Ну а первым, и до сих пор главным, делом жизни Александра Малафеева стал Троицкий собор. Роспись храма погибала от плесени и грибков. Они буквально пожирали шедевр.
Светлана Каткова, искусствовед: «Все это хозяйство нужно было уничтожить таким образом, чтобы не повредить красочного слоя. Вот для этого была разработана специальная методика, и даже впервые использовался полиакриламид».
Химвещество, которое Малофеев придумал использовать для спасения фресок, не только укрепило живопись, но и сумело сохранить яркие авторские краски. Создавалось впечатление, будто фреска выполнена только вчера, а не 300 лет назад.
Но труднее всего реставраторам пришлось в церкви Воскресения на Дебре. Там в 19 веке нежнейшую темперную живопись, авторами которой были Гурий Никитин и Василий Запокровский, записали маслом. А оно не щадит фреску.
Ольга Куколевская, специалист департамента государственного имущества и культурного наследия: «Что такое раскрытие фрески после масла — это работа только со скальпелем. Вот скальпелем миллиметр за миллиметром снимается слой масляной живописи».
Сами реставраторы сравнивают себя с врачами. Их инструменты во многом схожи с медицинскими. Скальпель, шприц, микроскоп. Только пациенты не люди, а произведения искусства. Их, как и тяжелых больных, часто приходиться возвращать буквально с того света. Достаточно взглянуть на эти фотографии. Это храмы в Нерехте до реставрации – и после нее.
Нина Родионова, заведующая нерехтским музеем: «Нам просто повезло с этой бригадой. Нам просто исключительно повезло, что досталась нам эта бригада. Надо золотом высечь их фамилии и имена!»
Фильм, посвященный жизни и творчеству заслуженного работника культуры РФ, художника-реставратора Александра Малафеева смотрите на нашем канале завтра, в 10 часов 20 минут.
Источник: Rus44.Ru
23.03.2012 23:05