4 октября - День гражданской обороны МЧС России

Фото: 44.mchs.gov.ru
История развития Гражданской обороны в России

В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе гражданской войны и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие, стала способной наносить удары по тылам противника. 

Началом пути Гражданской обороны в нашей стране считается март 1918 года. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание "К населению Петрограда и его окрестностей" устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия гражданской обороны. 

Историки определили март 1918 года начальным этапом (первым) зарождения системы отвечающей за защиту населения в нашей стране, содержанием которого явились революционные перемены не только в социально-политическом строе страны, но и в последовательной индустриализации и связанным с ней техническим перевооружением зарождающейся системы. Появление первых признаков военной опасности со стороны Германии повлекло за собой проведение комплекса мероприятий по организации защиты гражданского населения. 

На этом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам. 

Содержанием второго этапа (ноябрь 1932 г.- июль 1941 г.) является комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. В связи с этим 4 октября 1932 года было принято Советом народных комиссаров СССР «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий. 

Развитие МПВО шло по двум направлениям - военному и гражданскому. С одной стороны, в наиболее крупных городах создавались территориальные части ПВО. Стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки МПВО. С другой - в городах-пунктах ПВО организовываться участковые команды (в границах участков милиции), объектовые (на предприятиях), а в домохозяйствах - группы самозащиты. К сожалению, за оставшееся до начала войны время не удалось полностью выполнить все необходимые мероприятия, решить все назревшие вопросы. 

Тем не менее, МПВО в основном оказалась неплохо подготовлена к выполнению многотрудных задач военного времени. 

Третий этап (июнь 1941-1945 г.г.) охватывает годы Великой Отечественной войны. 

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха. 

Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО-ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально политическое состояние войск. 

В условиях войны она накопила богатый опыт организации защиты населения от ударов противника с воздуха и ликвидации их последствий. МПВО успешно справилась со своими задачами - затруднить фашистской авиации поражение целей в городах и народнохозяйственных объектов, обеспечить защиту граждан и оказывать помощь пострадавшим, проводить аварийно-восстановительные работы в очагах поражения, повышать устойчивость функционирования предприятий, коммунально-энергетических сетей. Тем самым она внесла достойный вклад в достижение общей победы нашей страны над фашистской Германией. МПВО страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны. 

Четвертый этап (июнь 1945 - июль 1961 г.г.) этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения оружия массового поражения. 

Кардинальный шаг в развитии системы защиты населения и территорий страны от военных опасностей наша страна вынуждена была сделать в 1961 году и создать качественно новую систему – Гражданскую оборону, ставшую одним из стратегических факторов обеспечения жизнедеятельности государства в современной войне. 

В конце 50-х и начале 60-х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными ограниченными по масштабу и характеру действиями и возможностями не готова к осуществлению крупных мер по защите населения и территории страны, к тому, чтобы существенно снизить потери и последствия. Решение, принятое руководством страны в 1961 году, о преобразовании МПВО в систему Гражданской обороны, вернее, ее трансформации, практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения. В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. На этом этапе руководство МПВО-ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов. 

В то же время гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО. В чем же состояло это отличие? 

Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива. 

Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему. 

В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время. 

В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника. Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что в случае ядерного нападения возникает необходимость оказания помощи одновременно сотням тысяч пострадавших. 

Не без оснований считалось, что высокая готовность гражданской обороны к решению задач в условиях возможной ядерной войны будет являться одним из сдерживающих факторов ее развязывания. Вместе с тем, ориентация гражданской обороны в основном на осуществление мероприятий военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, надо учитывать, что система гражданской обороны любой страны существует в конкретных социальных и экономических условиях. 

Пятый этап (июль 1961 - сентябрь 1971 г.г.) характеризуется глубокими структурными изменениями ГО. 

С сентября 1971 г. непосредственное руководство системой ГО вновь, как и в 30-е годы, было передано военному ведомству. Это подняло ее развитие на более высокую ступень, обеспечило более эффективное руководство ею на всех уровнях. 

Шестой этап (октябрь 1971 - июль 1987 г.г.) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружения и достижением СССР стратегического паритета. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Характерной особенностью первых шести этапов развития МПВО-ГО является планирование выполнения всех мероприятий по защите населения и территорий в условиях военного времени. Предупреждение и ликвидация ЧС природного и техногенного характера в мирное время как задача перед названными системами не стоит. 

Развитие системы ГО и РСЧС во второй половине ХХ века. 

Седьмой этап (август 1987 - декабрь 1991 г.) развития системы ГО является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации, окончания "холодной" войны и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. 

На данном этапе на ГО были возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф, в мирное время. 

Причиной тому явилось то, что 80-е годы ХХ века стали достаточно быстро накапливаться проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это было обусловлено значительным ростом в последние десятилетия количества и масштабов таких чрезвычайных ситуаций, по своим последствиям сопоставимых в ряде случаев с последствиями военно-политических конфликтов. Для их ликвидации требовалось сосредоточение усилий всего государства, а в некоторых ситуациях – помощь со стороны мирового сообщества. 

Основными причинами роста количества и масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являлись: 
бурный научно-технический прогресс, который не только способствовал повышению производительности и улучшению условий труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводил к возрастанию риска аварий больших технических систем, из-за увеличения числа и сложности последних, роста единичных мощностей агрегатов на промышленных и энергетических объектах, их концентрации; 
прогрессирующая урбанизация территорий, увеличение плотности населения и как результат – растущие последствия антропогенного воздействия на окружающую природную среду и глобальное изменение климата на нашей планете. 

О масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, свидетельствуют такие факты: 

в крупнейших землетрясениях ХХ века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно 110, 243 и 25 тыс. человек; 

в результате аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории ряда европейских государств; 

в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек. 

Именно Чернобыльская катастрофа 1986 года подтвердила назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на государственном уровне, а Спитакская трагедия (Армения, 1988 г.) ускорила принятие решения по данному вопросу. 

В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР. 

Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 

12 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. 

Однако жизнь показала, что она не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи. Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер. 

Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления. 

Восьмой этап (с декабря 1991 г. по настоящее время) начался с упразднения государственных структур СССР, образованием СНГ и созданием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). 

В связи с этим в 1990 г. был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился в 1994 г. в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели – радикально улучшить работу по защите населения и территорий России при ЧС мирного и военного времени придать этой работе общенациональную значимость, возвести её на уровень государственной политики. 

В 1992 г. была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера. 

Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания. 

РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрозненно, без должной организованности и взаимодействия. 

Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства. 

Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней. 

В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил. 

На базе войск гражданской обороны были сформированы группировки сил, заблаговременно нацеленные на возможный фронт аварийно-спасательных работ в мирное и военное время. 

Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. 

Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество, активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.

Благодаря успешному функционированию МЧС России и системы РСЧС сегодня в нашей стране обеспечивается полноценная гражданская оборона.

 
По теме
В День гражданской обороны школьники Поназыревского района сыграли в квест-игру - МЧС  2017 год объявлен в системе МЧС России Годом гражданской обороны. В связи с этим в образовательных учреждениях Костромской области уже с января начали проходить различные мероприятия,
05.10.2017
Всероссийская штабная тренировка по гражданской обороне - Администрация Всероссийская штабная тренировка по гражданской обороне по теме: «Организация выполнения мероприятий по ГО в условиях возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории
05.10.2017
 
85-летию гражданской обороны России посвящается... - МЧС   В преддверии 85-ой годовщины образования гражданской обороны России Департамент гражданской обороны МЧС России и Российский государственный военный архив подготовили виртуальную выставку уникальных исторических и архив
03.10.2017
ВНИМАНИЕ ВСЕМ! - Администрация Внимание! В период с 4 по 6 октября 2017 года планируется проведение тренировки по гражданской обороне с федеральными органами исполнительной власти,
02.10.2017
 
В Костроме объявлен месячник гражданской обороны - Администрация г. Кострома С 1 по 31 октября в Костроме пройдёт месячник гражданской обороны. В ходе месячника МКУ «Центр гражданской защиты населения города Костромы» организует выставки средств спасения, проведёт показательные выступления спасателей.
29.09.2017
85-летию гражданской обороны России посвящается... Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС: структура и задачи - МЧС Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций,
21.09.2017
Makariev.smi44.ru - Администрация Костромской области По данным Костромского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, 21 августа в Костромской области прогнозируется дождь, местами сильный, в отдельных районах гроза, возможно усиление ветра до 18 м/с.
20.08.2018
 
Переходим на новую систему  обращения с ТКО. - Газета Островские вести В настоящее время на территории Костромской области осуществляется переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
20.08.2018
 
В г. Солигалич Костромской области полицейские возбудили уголовное дело в отношении  предпринимателя, совершившего незаконную рубку деревьев.
20.08.2018
Переходим на новую систему  обращения с ТКО. - Газета Островские вести В настоящее время на территории Костромской области осуществляется переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
20.08.2018 Газета Островские вести
Фото: из открытых источников По результатам рассмотрения представления прокурора Островского района администрацией сельского поселения приняты меры к устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходам
14.08.2018 SMINEWS в Островском
Сотрудники костромской полиции задержали злоумышленников, промышлявших угонами и кражами из автомобилей.
20.08.2018 УМВД Костромской области
Костромские полицейские устанавливают личность злоумышленника, обманувшего пенсионерку на 127 тысяч рублей.
20.08.2018 УМВД Костромской области
Фото: SMINEWS в Островском Мероприятие по повышению пенсионной грамотности населения в исправительной колонии № 4 поселка Островское провел ведущий специалист клиентской службы в Островском районе Пенсионного фонда
17.08.2018 SMINEWS в Островском
  По информации СУ СКР по Костромской области, трагедия произошла 1 августа, в Буе, на реке Кострома.
06.08.2018 Газета Костромские ведомости
В рамках партпроекта «Культура малой Родины» продолжается масштабная модернизация театра Б.А. Голодницкого - Единая Россия В театре обновлена аппаратура, отремонтирована костюмерная, оснащена студия звукозаписи ФОТО В Костромском камерном театре под руководством Б.И.
20.08.2018 Единая Россия
  Туристский форум регионов России под таким названием проходит в Москве в КВЦ «Сокольники».
20.08.2018 Газета Костромские ведомости
В центральной библиотеке оформлена и действует на протяжении текущего года выставка, посвященная девяностолетию Судиславского муниципального района Костромской области «Горжусь тобой, мой край родной!».
17.08.2018 Сельская Жизнь
Олашаем итоги фестиваля-конкурса самодеятельных писателей и поэтов Антроповского района Костромской области.
17.08.2018 Газета Сельская новь
Снова в золотой середине - Газета Сельская новь В третий раз за свою историю спортивные игры на призы губернатора Костромской области принимал Макарьев.
20.08.2018 Газета Сельская новь
Со спортом дружить —  здоровым быть - Газета Островские вести   В поселке  Островское Костромской области  прошли летние спортивные игры на призы главы Островского муниципального района, в которых приняли участие команды сельских поселений , предприятий и организаций района.
20.08.2018 Газета Островские вести
Фото: Администрация Островского района В День физкультурника, который отмечался 11 августа, на стадионе «Юность» в Островском прошли летние спортивные игры на призы главы Островского муниципального района,
16.08.2018 SMINEWS в Островском
В Костромской области по состоянию на 20 августа 2018 года в рамках краткосрочной программы завершен капитальный ремонт 97 многоквартирных домов.
20.08.2018 Администрация Костромской области
    с 09:00 до 17:00 на ул.Советская от д. №4до д. №85, ул.Нижняя Набережная, ул.8-е Марта, пер.8-е Марта, пер.Советский, пер.Ветеринарный, ул.Костромская, ул.Ленина,
20.08.2018 Администрация
  За прошедшие выходные дни на территории Костромской области зарегистрировано 49 дорожно-транспортных происшествий, в трех из которых пострадали люди.
20.08.2018 Газета Костромские ведомости