Создание комфортных условий для людей с ограниченными возможностями здоровья – одно из поручений Президента Владимира Путина. О том, как доступная среда меняет жизнь не только людей с ограниченными возможностями здоровья, но и всех окружающих – в репортаже ГТРК «КОСТРОМА».
3«А» в полном составе отправляется на завтрак. Во главе – Маша Суслова. Одноклассники наперебой предлагают девочке свою помощь. И хотя Маша вполне может передвигаться на коляске самостоятельно, друзьям и подругам не отказывает.
Настя Кузнецова, ученица 3 класса школы №24 г. Костромы:
«Это Маша выбирает, кто ее возит. Её нужно возить не очень быстро, а то можно потерять управление, и она может врезаться».
«Доступная среда» в 24-й школе Костромы была создана 3 года назад, когда Маша пришла – вернее, приехала – в первый класс. На крыльце установили пандус, еще один съемный положили на входе в класс, убрали лишние порожки, оборудовали специальную санитарную комнату. Поставили отдельный стол в столовой. Правда, освоившись, Маша предпочитает за ним не сидеть: хочет быть со всеми вместе.
Маша Суслова, ученица 3 класса школы №24 г. Костромы:
«Просто в школе веселей и друзей много».
Наталья Суслова, мама Маши:
«В школу она пошла, больше самостоятельности стало, больше сама… Развивается все-таки, потому что мы в садик не ходили».
Классный руководитель Маши – Анна Николаевна – с гордостью демонстрирует новогоднюю поделку девочки. На городском конкурсе она заняла третье место. Свою ученицу педагоги часто ставят в пример. Активная, старательная, ответственная – кстати, учится Маша только на «4» и «5».
Анна Трошкина, классный руководитель 3«А» класса школы №24 г. Костромы:
«2 года с ней занимались узкие специалисты – логопед и психолог, а сейчас, в этом году – отменили, потому что она уже не нуждается в корректировке, в нашей помощи. То есть нет никакого отличия между Машей и другими детьми».
Пока Маша может передвигаться только по первому этажу, где находится начальная школа. Но уже сейчас руководство учреждения думает, как сделать доступным для девочки всё здание. Через полтора года начнется предметное обучение. Кабинеты физики или географии – на втором этаже, биологии – на третьем.
Елена Карандашова, заместитель директора школы №24 г. Костромы:
«Школа будет приобретать подъемник, подъемник будет мобильный … Благодаря этому она сможет передвигаться свободно, комфортно по всему зданию школы, учебный процесс у ребенка не нарушится».
Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня создана в каждой пятой школе области. За 7 лет действия программы на специальное оборудование потрачено более 100 миллионов рублей. Учиться вместе со сверстниками теперь могут ребята с ослабленным зрением или слухом, с заболеваниями нервной системы. Все те, кто раньше мог посещать только специализированные школы.
Татьяна Быстрякова, директор Департамента образования:
«Сегодня любой родитель, любая мама имеет право обучать ребенка не в специализированной школе-интернате, а в общеобразовательной школе … Были поставлены условия, чтобы в муниципалитетах создать хотя бы одну базовую школу, где будем создавать доступную среду».
Вслед за школами, доступная среда создается в учреждениях культуры, спорта, дополнительного и дошкольного образования. В этом году под нужды детей-инвалидов будут адаптированы два детских сада в поселках Антропово и Никольское Костромского района. Как говорят специалисты, польза от этого двойная. Малыши быстрее привыкнут к обществу, а общество – к таким детям.